27 Фев Храмы Бали: загадки острова
Храмы Бали — визитная карточка острова. Изначально острова Ява и Бали были связаны единой культурой и религией: своеобразным индуизмом, который представлял собой смесь шиваизма, буддизма и более древних языческих верований. Но в 14 в. на Яве стал распространяться ислам, изгоняя индуистов на соседний остров, маленький Бали, не представлявший для мусульман стратегической важности. На Бали религия подверглась влиянию местных языческих традиций и некоторым изменениям, которые перебравшиеся сюда яванские брахманы внесли в ходе её реформирования. Так сложилась современная форма балийского индуизма «Агама Хинду Дхарма». Бали неслучайно называют Островом богов: на его небольшой территории расположено не менее 20 тысяч храмов, посвященных огромного количеству богов и духов. Тем не менее, все храмы Бали олицетворяют собой разные ипостаси единого всемогущего балийского бога — Санхъянг Види Васы. Его главными проявлениями являются Брахма, Вишну и Шива, поддерживающие жизненный цикл (рождение, жизнь и смерть). О храмах Бали можно написать несколько томов и всё равно останется много вопросов и загадок. В этой статье мы расскажем вам о том, как устроены храмы Бали, какими они бывают и покажем вам самые значимые и известные из них.
Устройство храма
Обычно при слове «храм» мы представляем себе здание, в которое нужно зайти, чтобы увидеть атрибуты религии, её красоту и смысл. Храмы Бали имеют свою особенность: как такового здания у него нет. Каждый храм представляет собой огороженное пространство, внутри которого три двора, также огороженные друг от друга. Первый двор (jaba pisan) – самый большой, он символизирует мир людей. Вход в него лежит через «расколотые ворота» чанди бентар (candi bentar): они символизируют гору, разделённую на две основополагающие части вселенной – добро и зло. Здесь люди готовятся к церемониям: готовят еду, подношения и т.д., поэтому двор застроен хозяйственными павильонами (bale) для кухни и подсобных помещений. В следующие два двора ведут соединённые сверху ворота kori agung в форме священной горы. Второй двор (jaba tengah) – «пограничная зона» между мирами богов и людей: именно здесь производится большинство церемоний. Здесь расположены башня с набатом kul-kul, бале для гамелана (оркестр из традиционных музыкальных инструментов), а также другие павильоны для церемониальных нужд. И, наконец, третий двор (jero) – самое священное место в храме, представляет собой мир богов. В него могут заходить только священнослужители, поскольку именно сюда спускаются боги во время церемоний. Здесь есть бале для приношений и для хранения реликвий, здесь расположены жертвенники богам в виде трона (padmasana), среди которых выделяется самый высокий и богато украшенный жертвенник Верховному богу. Также во внутреннем дворе возвышаются похожие на пагоды многоярусные башни meru. Они символизируют священную в индуизме гору Меру – место обитания богов, балийским воплощением которой является Агунг. Меру имеют 3, 5, 7, 9 или 11 ярусов в зависимости от того, каким богам они посвящены. Самый высокий меру принадлежит Верховному богу.
Иногда можно встретить храмы, где первые два двора объединены в один, есть также и совсем маленькие храмы, состоящие всего из одного двора: просто жертвенники, обнесённые изгородью. Храмы Бали украшены резьбой и статуями мифических существ, охраняющих их от злых духов. На стенах, воротах, жертвенниках так много деталей, что практически вся индуистская система мироздания отражена в их декоре. Также в храмах встречаются своеобразные разноцветные «зонтики» (tedung) и ткани или саронги, которыми обёрнуты отдельные элементы. Здесь каждый цвет имеет своё значение: красный – символ Брахмы, чёрный – Вишну, белый и жёлтый – Шивы. А клетчатые чёрно-белые тедунги и саронги означают природную гармонию, баланс добра и зла: в этот цвет часто облачены, например, статуи-стражники, охраняющие храм. Внешний вид храма зависит также от его функций и назначения, поэтому все храмы на Бали очень разные.
Храмы Бали: виды храмов
Считается, что храмов на острове больше, чем домов: и это действительно так. Ведь в каждом доме есть свой «домашний» храм (sanggah), в котором семья общается с духами предков. Он всегда расположен в том углу двора, который ближе всего к Агунгу. Затем, по три храма есть в каждой деревне: они посвящены Триаде богов (Trimurti): творцу Брахме (Pura desa), богу процветания Вишну (Pura puseh) и богу-разрушителю Шиве (Pura dalem). Поскольку место обитания богов – горы, то на склонах гор и у их подножия тоже есть храмы (Pura bukit). В океане же живут демоны, которых задабривают храмы, стоящие на берегу (Pura segara). Есть также храмы у рисовых полей, источников, в пещерах, на перекрёстках дорог, на рынках, у мостов, у древних деревьев и камней… Потому что везде обитают духи, с которыми нужно жить в мире и гармонии, и именно храм становится связующим звеном между мирами духов и людей. Причём в храмах проводятся церемонии и делаются подношения как для добрых духов, так и для злых: чтобы первые помогали, а вторые не трогали. Но, тем не менее, на Бали существует несколько десятков наиболее крупных и значимых храмов, построенных на самых священных местах. Среди них особенно выделяются «шесть храмов мира» (Sad kahyangan): Pura Besakih, Pura Luhur Lempuyang, Pura Goa Lawah, Pura Luhur Uluwatu, Pura Batukaru и Pura Pusering Jagat. В этой статье мы расскажем вам о четырёх из них, а также о двух других не менее известных и значимых храмах Бали.
Бесаких (Pura Besakih)
Pura Besakih – это целый комплекс, состоящий из 86 храмов на склоне священного вулкана Агунг на высоте более 1000 м. Это самый древний и большой, а также главный храм острова, ведь он находится ближе всего к богам. Поэтому его называют также Матерью храмов. Он был основан примерно в 8 веке и изначально состоял из трёх храмов, посвящённых Триаде богов (Брахме, Вишну и Шиве). Постепенно он стал разрастаться десятками храмов, жертвенников и святилищ поменьше, принадлежащих отдельным кастам, кланам и знатным семьям. Комплекс расположен на 7 уровнях: от самого низшего храма до самого верхнего идти около получаса. Сердцем комплекса является Pura Penetaran Agung – самый большой храм в центре Бесаких, посвящённый Шиве.
Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)
Также один из древнейших храмов острова, Лемпуянг представляет собой комплекс из 10 храмов, расположенный на востоке острова в Карангасеме, на склоне горы Лемпуянг. Он тоже находится на 7 уровнях: главный храм комплекса (Luhur Lempuyang) возвышается на самом верхнем уровне, куда ведут 1700 ступеней! Само слово Luhur означает «небесный»: храм посвящён Верховному богу. Обязательно стоит подняться на самую вершину, тем более, что оттуда открывается божественный вид на океан и вулкан Агунг, и кажется, что сразу становится понятно, почему древние построили храм именно в этом месте.
Гоа Лавах (Pura Goa Lawah)
Храм находится на побережье восточной части острова, в районе Клункунг. В переводе его название звучит как Пещера Летучих мышей: он расположен перед пещерой, в которой действительно обитают сотни летучих мышей, который считаются на Бали священными животными. Он был основан в начале 11 в. индуистским священником Мпу Кутурамой. Храм символизирует голову змея Басуки, которого, по легенде, Шива отправил спасать мир. Хвост же змея превратился в гору Агунг. Есть поверье, что пещера тянулась на 25 км в сторону Агунга и выходила на поверхность в храме Бесаких, но в результате землетрясения 1917 г. проход был засыпан. Так или иначе, вход в пещеру строго запрещён: не только потому, что она священна, но и потому, что помимо летучих мышей он кишит змеями, пауками и другими насекомыми.
Улувату (Pura Luhur Uluwatu)
Ещё один «небесный» храм расположен на западном побережье полуострова Букит, на юге острова. Его название переводится как «голова скалы»: он стоит на 90-метровой скале, возвышаясь над океаном. Существует легенда, что храм и скала, на которой он стоит, – это окаменевший корабль, застрявший на вершине каменного трезубца, вонзившегося в океан. Поэтому Улувату особенно почитаем среди рыбаков, которые приходят сюда молиться богине моря Деви Лаут. На самом деле, храм был тоже основан Мпу Кутурамой в 11 в. Он относится к храмам типа Pura segara, призванным защищать остров от морских демонов. Дорога к нему проходит через небольшой парк, в котором свободно бегают обезьяны, докучая туристам, поэтому всё самое ценное здесь лучше прятать. А на закате, на специально построенной сцене, каждый день проводится необычное и яркое представление – традиционный танец кечак.
Танах Лот (Pura Tanah Lot)
Говоря про храмы Бали, нельзя не упомнять Танах Лот. Этот храм также защищает западное побережье острова от злых морских духов, но только он находится севернее — в Табанане. Танах Лот не входит в шестёрку самых священных храмов острова, вероятно, потому, что он не такой древний: он был основан яванским брахманом Нирартхой в 16 в. По легенде, брахмана привёл к этому месту божественный свет из источника, бьющего из скалистого берега. Местный вождь хотел прогнать чужеземца и тот ушёл… вместе со скалой, на которой стоял. Здесь и был заложен храм, название которого в переводе означает «Земля в море». Источник также сохранился и по сей день, его вода считается целебной. Подойти к храму можно только во время отлива, т.к., когда воды много, Танах Лот представляет собой остров. Правда, подняться в сам храм могут только индуисты, туристы же могут любоваться им только снаружи. Тем не менее, своим необычным расположением и красивыми видами он завоевал одно из первых мест в списке достопримечательностей Бали.
Улун Дану Братан (Pura Ulun Danu Beratan)
Озёра на Бали, как и реки и любые источники пресной воды, священны. В них живёт богиня воды Деви Дану, поэтому на берегах озёр обязательно есть храм в её честь. Всего на Бали 4 храма, посвящённые Деви Дану и носящих её имя: они находятся, соответственно, на 4 озёрах острова: Батуре, Братане, Буяне и Тамблинане. Самым известным же среди них стал «храм на воде» на берегу озера Братан в Бедугуле, построенный князем Менгви в 1633 г. Это комплекс, состоящий из нескольких храмов и буддийской ступы, расположенный на берегу озера. И лишь главный храм с 11-ярусным меру находится на небольшом островке, к которому ведёт мост. Комплекс посвящен не только Деви Дану, но и Триаде богов с Санхъянг Види Васой во главе, ведь озёра служат источником питьевой воды и орошают рисовые поля, а значит, они дарят жизнь.
Храмы Бали – это целый мир, полный тайн и загадок. При этом, он абсолютно открыт для каждого: у храмов нет потолков и очень высоких стен, чтобы они что-то от нас скрывали. К тому же, мы не можем попасть в священную зону храма, но можем наблюдать многочисленные церемонии, которые проводятся и за её пределами. Самое поразительное здесь то, что Индонезия – крупнейшая мусульманская страна в мире, и только Бали сохранил яванско-балийскую культуру и религию в том виде, в котором она была в 15-16 веках. Поэтому каждый храм, насколько бы древним он не был, — не только священное место для балийцев, но и живое свидетельство древней цивилизации, исчезнувшей на Яве, но каким-то чудесным образом сохранившейся на Бали.